Система менеджмента качества (СМК)

Международная практика сертификации систем менеджмента возникла и стала необычайно активно развиваться после 1987 года, когда ИСО — Международная организация по стандартизации (ISO — International Organization for Standartization) впервые разработала и приняла международные стандарты ИСО серии 9000, относящиеся не к продукции, не к каким-то отдельным видам деятельности, а к принципиально новым объектам стандартизации – к системам менеджмента компании.

Согласно международному стандарту ISO 9000:2005 «Системы менеджмента качества — Основные положения и словарь»: Система менеджмента (management system) — это система  для установления политики и целей и достижения этих целей.

ПРИМЕЧАНИЕ. Система менеджмента организации может включать различные системы менеджмента, такие как система менеджмента качества, система финансового менеджмента или система менеджмента окружающей среды.

Не случайно, что первыми объектами стандартизации стали системы менеджмента качества (СМК), требования к которым были сформулированы в стандартах ИСО серии 9000. По прошествии двух десятков лет предприятия и организации более 90 стран  по всему миру применили механизм независимой сертификации для подтверждения соответствия своих корпоративных систем менеджмента качества требованиям этих стандартов.

ИСО 9000 (ISO 9000) это серия международных стандартов обеспечения качества. Стандарты ИСО (ISO) содержат требования к системам менеджмента качества организаций (СМК), основные положения и термины, рекомендации по улучшению деятельности организации, требования к проведению аудитов систем менеджмента качества и охраны окружающей среды. Эти международные стандарты признаны во всем мире, в том числе и в Казахстане. В нашей стране международный стандарт  ISO 9001 соответствует СТРК ИСО 9001-2009.

Сертификат ISO 9001:2008 нередко является залогом успеха работы на многих рынках.     Международные стандарты ISO 9000 (ИСО 9000) (Система Менеджмента Качества) разработаны на основе мирового опыта в области управления качеством. Эти стандарты содержат требования к организации менеджмента производства, при которой обеспечивается предсказуемый и стабильно высокий уровень качества продукции или услуг.

О стандартах ISO 9000 можно сказать, что они разработаны не для контроля качества самой продукции, а для того, чтобы задать методы функционирования и саморегулирования Системы Менеджмента Качества с учетом запросов потребителей, что в свою очередь обеспечит высокий уровень качества услуг и продукции. Управление качеством обеспечивает уверенность потребителей и партнеров в качестве Вашей продукции или услуг. Еще совсем недавно получить сертификат ISO 9000 могли только крупные предприятия и компании. В настоящее время сертификация ISO 9000 стала доступна всем желающим работать в соответствии с правилами, которые диктует Система Менеджмента Качества ISO.

Все чаще зарубежные компании — потенциальные партнеры даже не начинают переговоры, если их российские коллеги не знают что такое стандарт ИСО 9000 (стандарт ISO 9001). Во всем мире сертификация ИСО, а значит достойный менеджмент качества, является залогом конкурентоспособности компании не только на национальном, но и на международном рынках.

Сертификат ИСО, а значит и система качества ISO, являются  дополнительной гарантией надежности, профессиональной компетентности. Кроме того, несертифицированные организации все чаще не могут получить государственный или муниципальный заказ, у них меньше шансов на льготные кредиты или крупные инвестиции. Сертификация ISO позиционирует компанию как солидную организацию, уважающую управление качеством, которая гарантирует качество и безопасность своих услуг или продукции. Эта политика приведет к созданию позитивного и прогрессивного имиджа Вашей компании, скажет Вашим партнерам о ее надежной репутации и стабильном положении на рынке. Более того, менеджмент качества просто полезен для оптимизации имеющихся трудовых ресурсов компании.