Системы менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда (OHSAS 18001)

На международном уровне также получили признание стандарт на систему менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда  (OHSAS 18001). В Казахстане OHSAS 18001:2007 соответствует стандарт СТРК OHSAS 18001: 2008.

Существуют два документа по OHSAS:

OHSAS 18001 – в стандарте излагаются требования, которым должна удовлетворять соответствующая система менеджмента. Он разработан с целью предоставления возможности предприятия управлять профессиональными рисками в области безопасности и здоровья и повышения эффективности такого управления.

OHSAS 18002 – Руководство по применению OHSAS 18001, в котором приведены Общие рекомендации по применению спецификации. В OHSAS 18001 содержатся определения основных понятий. Так «опасность» определяется как «элемент деятельности компании, источник или ситуация, которая потенциально может: нанести вред человеку или привести к ухудшению здоровья, нанесению ущерба собственности, производственной среде или сочетание всего перечисленного», а «риск» – как «сочетание вероятности и последствий конкретного опасного случая».

Идентификация опасностей и оценка рисков в области профессионального здоровья и безопасности – это:

  • инструмент для оценки возможных потерь компании или организации, связанных с аварийными ситуациями и инцидентами, травмами и профессиональными заболеваниями;
  • инструмент для определения контрольных точек – наибольших рисков и приоритетных направлений для постановки целей, планирования и вложения средств компании в самые важные и проблемные сферы;
  • инструмент для предупреждения аварийных ситуаций и инцидентов, а также оперативного и результативного реагирования в случае аварий.

Сертификат соответствия системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья требованиям OHSAS 18001 необходим организациям, которые стремятся:

  • устранять или сокращать риски для исполнителей в области профессиональной безопасности и здоровья;
  • осуществлять контроль за опасными производственными факторами и процессами;
  • управлять рисками, возникающими в процессе производственной деятельности;
  • предотвращать возникновение аварий и прочих нештатных ситуаций;
  • уменьшить прямые и непрямые издержки бизнеса.